Итоги подводит Сергей Корнеев, вице-президент Российского союза туриндустрии. В целом, по разным странам и направлениям падение от 15% до 30% (это примерно уровень 2007 – 2006гг), меньше страдают массовые, недорогие направления и те, где раньше не было демпинга. Влияет цена, плюс колебание курса валют. Главное, что петербуржцы продолжают путешествовать, так как это уже образ жизни, а также для многих - инвестиции в работоспособность. Спрос корректируется в сторону более экономичных туров, что выражается в выборе направления, отеля, культурной программы, сокращается длина поездки. Как всегда, лидирующие позиции в абсолютных цифрах все равно занимает Турция, предлагающая наиболее оптимальное соотношение «цена – качество». Впрочем, она резко упала, так как турецкие отели и партнеры почти до середины лета не верили в кризис и держали старые цены и только сейчас их скорректировали. В спину Турции «дышит» Греция (очень активный маркетинг, целый каскад приятных специальных предложений для клиентов и т.п.) и Болгария. При этом: - Сегмент свыше 3 тыс.$ на человека (элитный туризм, как правило, индивидуальный) падение 5% (минимальное падение), но меньше предложений от турфирм, т.к. для них велики риски по рентабельности, и экономия клиентов за счет исключения различных «излишеств». Состоятельные люди не склонны жертвовать качеством поездок, но уменьшают их количество: не 5-6, а 2-3 раза в год. - Сегмент от 1 тыс. $ до 3 тыс.$ падение на 30% и выше. Средний класс пострадал в большей степени. - Сегмент до 1тыс.$ - сохранение количества туристов или даже рост за счет перемещения в этот сегмент среднего класса. Многие отели предлагают бонусы (проживание 2 ребенка в номере бесплатно) и поощряют ранние бронирования. В целом, спрос понизился на 1 (звезду, но иногда - повысился для тех, кто сохранил свои доходы и за те же деньги получает уникальную возможность повышения уровня отдыха). По ценам: - перевозка в начале сезона подешевела на 15-20%-30% (сейчас дорожает), отели - на 20%. - исчезла глубина, но при этом, многие хотят вложить рубли, как защиту от девальвации. До кризиса турист сначала определял страну/курорт/отель, а затем соизмерял желание со своими финансовыми возможностями. Сейчас основной критерий - цена. В целом, люди готовы тратить на отдых суммы, в которые им обходился отдых год назад, причем в рублях, т.к. доходы остались в рублях, не зависимо от девальвации, соответственно сохранился спрос на более дешевые туры, например, летний Египет, Грецию, Болгарию, Хорватию, Черногорию, Италию. Здесь спад на 10%, т.к. не было демпинга и много «возвратных туристов», постоянных клиентов. Отсутствие глубины продаж и выжидательная тактика туриста, покупающего туры в последний момент дает преимущества безвизовым странам. Особенности сезона: - отсутствие «горящих туров», за редким исключением (начала сезона и т.п.), но большое количество спецпредложений и скидок при ранних покупках; - отсутствие новых направлений; - сокращение количества турагентств (магазинов путевок); - рынок стабилизируется, без резких колебаний и резких падений и занимает выжидательную позицию. Главное сегодня для турфирм – правильно и как можно быстрее оценить спрос. Определяющими факторами будут: - соотношение курсов валют; - скидки по странам и направлениям; - стоимость авиаперевозки; - стоимость нефти; - отсутствие пугающей информации в СМИ. Показательная статистика направлений по всем российским туристам. - По данным Кипрской организации по туризму, в июне нынешнего года на Кипр прибыло почти 24 тыс. российских туристов, что на 19% меньше, чем в июне прошлого года. Всего за первое полугодие остров Афродиты посетили более 60 тыс. россиян, что на 9% меньше, чем за аналогичный период года прошлого. - Туристическое управление Таиланда прогнозирует в этом году прибытие примерно 270-275 тыс. российских туристов, что примерно на 17% меньше, чем в 2008 году. В июне число туристов из России уменьшилось по сравнению с июнем 2008 года всего лишь на 6%. - По данным иммиграционной службы Республики Корея, въездной поток из России в Южную Корею в июне 2009 г. составил 16834 человек, что на 43,3 % больше по сравнению с июнем 2008г. - Правительство Сербии утверждает, что она единственная страна в Европе, где по итогам пяти месяцев текущего года число иностранных туристов выросло. Въездной турпоток в Сербию за январь-май увеличился на 4% по сравнению с прошлогодними показателями. Все остальные страны региона имеют показатель падения примерно на 4%, Австрия, Чехия - даже на 20%. - По данным министерства по туризму Израиля, в мае Святую Землю посетили 33 тысячи россиян, что на 10% превышает показатели того же месяца 2008 года. В апреле рост составил 4% после падения в первом квартале на 7%. С января по май число российских туристов достигло 124,5 тысяч. Причина: отмена виз для туристов. - Департамент культуры и туризма Анталии сообщает: за январь-май 2009 года Турецкую Ривьеру посетили почти 359 тыс. российских граждан, что на 15% ниже показателей аналогичного периода прошлого года. Россияне заняли по посещаемости второе место после Германии. Всего турецкое побережье Анталии в январе-мае посетили 1,9 млн. иностранных туристов, что на 10,9% ниже показателей 5 месяцев прошлого года. - Министерство по туризму Греции рассчитывает, что спад туризма в 2009 году не превысит девятипроцентный рубеж. За первые пять месяцев года число туристов, прилетающих в Грецию, снизилось на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. - Московское представительство по туризму Италии: за пять месяцев 2009 года количество поездок россиян в Италию сократилось на 26,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. - Центр исследований и аналитики TAK Oy: количество российских туристов, приезжающих в Финляндию, по сравнению с прошлым годом остаётся примерно таким же, но до Хельсинки россияне доезжают все реже. С приходом упадка в экономике, стало меньше покупаться зарубежных туров, но в петербургских турфирмах спрос на поездки в Финляндию наоборот вырос. Турам в дальние и экзотические страны люди предпочитают поездки без ночёвок в Финляндию. (Пресс-служба СЗРО РСТ)