Продолжаем публиковать мнения участников опроса, который
пресс-служба Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии
провела среди лидеров питерского рынка въездного туризма. Сегодня об
итогах «принимающего» 2009 года рассказывают представители отелей и
музеев. Как считают респонденты, основные факторы, препятствующие развитию
въездного туризма в Санкт-Петербург, таковы: высокая цена турпакета,
визовый режим, транспортные проблемы, теракты, политическая и
экономическая нестабильность в мире, черный PR вокруг России, уровень
сервиса, отсутствие событийного календаря. Вот мнения участников опроса.
Алексей Мусакин, директор Российской гостиничной ассоциации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: «Все
боялись падения объемов на 35-40%, но на самом деле снижение было
15-20%, в зависимости от типа и категории гостиницы. У некоторых
мини-отелей спад вообще составил 2-3%. Однако реальные доходы упали
примерно на 20%. Тенденция года – сокращение глубины бронирования с 2-3
недель до 2-3 дней и сокращение количества ночевок. Но убытков нет ни у
кого. Среди положительных моментов отметил бы рост доли российских
туристов за счет небольшого снижения цены. Хорошо и то, что открываются
новые отели. Основные тенденции 2010 года: появятся больше отелей
ценовой категории до $100 долларов за номер в сутки, малые отели будут
пытаться войти в холдинги или продаваться, большие отели будут
предлагать больше пакетов с различными вариантами услуг. Учитывая
расширение присутствия иностранных сетевых компаний, надеюсь, у нас
повысится уровень квалификации персонала. Среди факторов, мешающих
развитию туризма – отсутствие календаря событий, транспортная
загруженность города, пробки. Нам необходимо создавать постоянный
городской календарь событий и, том числе, с его помощью продвигать наш
продукт на международных рынках».
Владимир Иванов, генеральный директор гостиницы «Октябрьская»: «Падение
загрузки в нашей гостинице составило около 30%. Значительно снизилась
деловая активность, уменьшилось количество мероприятий, и участников в
них. В связи с тем, что мы резко снизили расходы, рентабельность
осталась на прежнем уровне. Самое печальное, что гостиницы нынешним
летом слишком снизили цены, спровоцировав мощный демпинг. Пережить его
будет очень тяжело. 2010-й год не может быть лучше - думаю, что
сохранятся все тенденции 2009 года».
Александр Дереглазов, генеральный директор «Азимут Отель Санкт-Петербург»:«Для нас спад составил 15%. Негативно сказывается дороговизна
авиаперевозки, влияние сезонности, да и внутренний туризм у нас
по-прежнему очень дорогой. Положительный момент года – это бесценный
опыт, который мы получили в новых условиях, возможность проявить себя
всем игрокам рынка. По нашим прогнозам, в 2010 году объем рынка
сохранится на уровне 2009-го. Повредить нам может неконкурентная цена
туров в Санкт-Петербург на международном рынке. Город должен быть более
доступным. Как показало анкетирование наших зарубежных гостей, они
готовы ездить в Санкт-Петербург при стоимости тура в 5-6 тыс. рублей».
«Новотель Санкт-Петербург Центр»: Средняя загрузка номерного
фонда гостиницы снизилась на 10% с января по октябрь 2009 года в
сравнении с тем же периодом 2008. Основные страны-поставщики гостей:
Германия - 25%, Россия - 16%, Франция - 13%, Италия - 6%, Южная Корея -
4%. Деловые и профессиональные поездки выросли на 3%, при этом упало
количество участников конференций и семинаров. На 3% сократился
групповой туризм, а количество индивидуальных бронирований сохранилось
на уровне прошлого года. Средняя цена номера с завтраком, с учетом
предоставленных скидок и НДС, составила в 2008 году 5392 руб., в 2009 –
5527 руб.
Ольга Архипова, заведующая сектором туризма и специальных программ Государственного Эрмитажа: «Поток
туристов в Эрмитаж вырос с мая по сентябрь 2009 года на 19% по
сравнению с летом 2008 года. (463 800 иностранных туристов в 2008 году,
577 925 – в 2009). Также изменилось соотношение стран-лидеров по
количеству туристов. Для нас остро стоит проблема
координации между городом, турфирмами и музеями. Каждый говорит о своем
вместо совместного поиска оптимального решения острых вопросов.
Несмотря на то, что в 2009 году поток вырос, в повседневной работе
остро ощущается дефицит партнерства. Думаю, надо чаще встречаться и
обсуждать наболевшие проблемы, искать пути их решения, разрабатывать
рекомендации. Очень много дают в этом смысле заседания Комиссии по
въездному туризму СЗРО РСТ, поэтому хочется продолжить практику рабочих
встреч представителей разных сегментов туррынка и делать их более
конструктивными».
Наталья Коренева, первый заместитель директора ГУ ГМП «Исаакиевский собор»: «В
2009 году общий поток туристов, посетивших музей, сократился на 7% - с
1 млн. 905 200 человек в 2008 году до 1 млн. 772 200. При этом число
иностранцев сократилось с 503 200 человек до 472 600, а россиян – с 1
402 000 до 1 299 600. Сегодня мы стараемся использовать весь реальный
потенциал музея и сделали все возможное для привлечения посетителей:
гибкий график работы в пиковые даты (каникулы, праздничные дни, высокий
сезон). Летом мы работали до 23 часов (тематические вечерние экскурсии
в Исаакиевском соборе и Спасе на Крови), а Колоннада Исаакиевского
собора - до 4-х часов утра. Думаю, музеи могут способствовать
привлечению туристов, сохранив качество обслуживания и удлинив время
работы. На мой взгляд, турфирмы предлагают пакеты с очень однообразным
набором музеев. Например, даже у нас жемчужину – Сампсоньевский собор с
уникальным интерьером и сохранившимся богатейшим иконостасом
петровского времени мало кто из турфирм включает в свои программы.
Может, стоит начать с российских туристов, которым, я уверена, будет
интересно посетить этот музей. Я считаю, что в нашем городе пласт малых
музеев еще не освоен, хотя их включение программы может способствовать
притоку в город повторных туристов. А кто-то из турфирм, возможно,
найдет здесь свою нишу. Среди наших новинок – вторая звонница Смольного собора, которую мы
открываем к новому сезону, и которая будет работать весной и летом,
возможно также в вечернее время».
Наталья Жукова, начальник экскурсионно-методического отдела ГМЗ: «В
ГМЗ «Царское село» число туристов выросло за лето на 11%, достигнув 1
218 884 человек. Наша главная проблема – сезонность. Летом не хватает
кадров, так как нельзя раздувать штаты, а если привлекать временных
сотрудников на 3-4 месяца, это может отразиться на качестве
обслуживания. Еще одна проблема – неравномерность нагрузки:
Екатерининский дворец и Янтарная комната загружены сверх меры, а не
менее красивые и значимые в художественном отношении объекты стоят
невостребованными. Поэтому мы планируем раскручивать новые программы,
которые могли бы изменить ситуацию. Кроме того, к нашему 300-летию
расширяются экспозиционные площади, появляются новые объекты показа:
павильон Эрмитаж, концертный зал Кваренги в Екатерининском парке, три
центральных парадных зала в Александровском дворце».
Некоторые значимые музеи города предоставили СЗРО РСТ статистику
посещаемости в 2009 году. Так, в Государственном музее истории
Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость) поток туристов сократился с
мая по сентябрь в сравнении с тем же периодом прошлого года на 15%, в
том числе иностранцев – на 2%, а россиян – на 26%. Общее число
посетителей музея – 813 242. В ГМЗ «Петергоф» спад составил 5%, в том
числе иностранцев стало меньше на 9%, а россиян – на 3%. Общее число
посетителей музея составило 2 796 тыс. человек. В ГМЗ «Павловск» спад
потока составил 12,6%, а общее число посетителей за май- сентябрь – 366
455 человек. (Татьяна Деменева, специально для RATA-news)
|